На ветках дерева не видно разноцветных фантиков с леденцами или маленькими шоколадками, но своеобразные конфеты на нем, без сомнения, растут. Иначе откуда такое необычное название получила ховения сладкая (Hovenia dulcis) – близкая родственница нашей крушины?
Внешне ховения еще и напоминает липу: от восьми до пятнадцати метров в высоту, прямой ствол, крона – как шатер, опадающие широкоовальные светло—зеленые листья с зубчатыми краями и заостренными кончиками. Похожи даже цветы. Они чрезвычайно душистые и собраны в полузонтичные соцветия.
Дальше идут отличия. Не цветы, как у липы, не плоды, как у крушины, не используются. Плоды конфетного дерева – сухие маленькие «горошинки», никому даже не придет в голову включить их в рацион: они не съедобны.
Зато конфетное дерево радует своими… плодоножками. Благодаря им оно получила еще несколько «говорящих» названий. «Сладконожник», «изюмное дерево», «кривой финик» – так именуют на родине экзотическое растение. Последнее из названий связано с формой «конфет», которые имеют форму причудливо скрученных карандашей. Длина плодоножки достигает 4 сантиметров, цвет – красновато—коричневый. Вкус – потрясающий. Сладкие дары чуть отдают кислинкой и напоминают ароматную дыню и изюм одновременно. Едят их и свежими, и вялеными, часто кладут под пресс и засушивают. После потери влаги содержание сахара в плодоножках возрастает до 50 процентов – вот и самые настоящие конфеты!
Плодоножками и семенами растения успешно лечат астму, пристрастие к алкоголю, из древесины («красное японское дерево») мастерят чудесную мебель и музыкальные инструменты.
Обидно только одно: конфетное дерево в природных условиях распространено лишь в «экзотических» странах (Индия, Корея, юг Китая, Индонезия). А ведь как заманчиво было бы иметь его еще и у себя в маленьком саду под окном…
У нас в Туапсе эти деревья растут в открытом грунте.