В разгар зимы приятно мечтать о том, как весной начнет сходить снег и зацветут всевозможные первоцветы — подснежники, пролески, эрантисы, кандыки, печеночницы. Ведь благодаря этим ярким цветочкам сразу наступает настоящий праздник. Пусть это небольшая цветущая проталинка на припеке, а весь участок еще в сугробах…
Существует множество таких ранних растений, среди них есть луковичные, клубневые и клубне-луковичные эфемероиды, теряющие летом свою надземную часть, но есть и корневищные многолетники, сохраняющие листву до самой осени и даже на зиму. При желании можно собрать большую коллекцию первоцветов родом из разных стран и континентов. И цвести они будут всеми красками радуги.
Многие прекрасные первоцветы остаются малораспространенными и даже малоизвестными (отчасти это объясняется тем, что большинство людей приезжают на дачу, когда снег уже полностью сходит и почва оттаивает). К их числу можно отнести сангвинарию канадскую (Sanguinaria canadensis) и толстостенку крупнолистную (Pachyphragma macrophyllum). Обе они являются видами, единственными в своих родах, и относятся соответственно к семейству маковых и крестоцветных.
Сангвинария получила свое название от латинского sanguis — кровь, из-за яркого оранжево-красного сока, который сразу выступает на разломах корневищ. Родом она с востока Северной Америки, где растет в лесах на рыхлых и влажных слабокислых и кислых почвах. Когда-то индейцы использовали сок в качестве краски — воины разрисовывали ей лица, а незамужние девушки — свои тела.
В конце апреля на поверхности появляется нечто, похожее скорее на сморчки или строчки. Дело в том, что каждый бутон плотно завернут в лист, вывернутый наизнанку. А листья не сразу приобретают зеленый цвет, в первый день они выходят из-под прошлогоднего опада серовато-розоватыми, к тому же жилки рельефно выделяются с нижней стороны, что и придает сходство со сморчком.
Довольно быстро ростки вытягиваются и выглядят при этом опять очень забавно — напоминают вафельные трубочки, из которых выглядывают бутоны. Из каждой почки растения развивается лишь один лист и цветонос с одиночным цветком.
Чашечка цветка состоит из двух долей, которые быстро опадают, лепестков у природного вида обычно 8, но встречаются формы с 12 и даже 16 лепестками. Диаметр цветка — 5–7 см. Цветет сангвинария недолго, всего 3–4 дня. Но ее махровая форма (Flore Pleno, Multiplex) держится в два-три раза дольше, особенно если стоит прохладная погода. Cуществует декоративная форма с простыми розовыми цветками, постепенно выгорающими до белого. Ее листья тоже отличаются красноватым оттенком. Цветет эта форма немного позднее.
Стоит труда сорвать цветок или опуститься на колени, чтобы понюхать — аромат у сангвинарии очень странный и не сравнимый практически ни с чем, кроме запаха свеженапечатанных денег.
Разрастается сангвинария с помощью длинных мясистых подземных корневищ, у махровой формы корневища более короткие, поэтому куртинки получаются очень плотными и компактными.
Серовато-зеленые листья до 20 см в диаметре сами по себе красивы, и в тени распустившихся деревьев на прохладной и достаточно увлажненной почве сохраняются до сентября, вытягиваясь в высоту до 25–40 см. На открытых солнечных местах они отмирают в середине лета. Растение очень морозоустойчиво (3 зона по американской классификации), прекрасно переносит даже бесснежные морозы. По мере разрастания, особенно у махровой формы, корневища выпирают на поверхность — тогда можно отделить отростки с одной или несколькими почками. Они легко отламываются прямо руками. Это можно сделать в начале весны или в конце вегетации, после пожелтения листьев. Деленки сажают в рыхлую почву с добавлением листового перегноя или торфа, минеральные удобрения не требуются. Сангвинария практически ничем не болеет и не страдает от вредителей.
В США растение используется в качестве сырья для зубной пасты и эликсира против зубного камня и воспаления десен, в старину индейцы вообще приписывали ему всевозможные магические и лечебные свойства. В настоящее время сангвинария находит широкое применение в гомеопатии, от мигрени до скоротечной чахотки. Но ни в коем случае нельзя заниматься самолечением и использовать сангвинарию в качестве лечебной травы. Растение содержит раздражающие и ядовитые вещества.
Толстостенка, тоже корневищный многолетник, цветет одновременно с сангвинарией. Название происходит от греческих слов pachys (толстый) и phragma (барьер, преграда). Это из-за того, что перегородки в стручках очень плотные и ребристые. Родина толстостенки — Кавказ и северо-восточная Турция, эмигрировав откуда, она уже успела натурализоваться в Великобритании.
Вначале появляются соцветия-корзинки с многочисленными (до 25) белоснежными мелкими цветочками. Цветоносы постепенно вытягиваются до 40 см, и лишь в конце цветения начинают отрастать листья, которые зимой уходят под снег и сохраняются до следующей весны. Во время цветения толстостенка выглядит очень эффектно на фоне сухих прошлогодних листьев, в компании лиловых хохлаток, синих пролесок, беловато-зеленых цветков морозника кавказского. Сажать ее можно отдельными кустиками или в массе — в последнем случае она будет отлично играть роль почвопокровного теневыносливого растения, не пропускающего сорняки благодаря крупным листьям.
По отношению к почвам толстостенка неприхотлива, предпочитает влажные, рыхлые, богатые листовым перегноем, но приспосабливается и к тяжелым суглинкам. Зимостойкость ее ниже, чем у сангвинарии, поэтому не надо осенью сгребать упавшие листья деревьев и срезать старые листья самой толстостенки. Размножают растение семенами, которые высевают в открытый грунт в конце лета, а также делением куста и зелеными черенками в конце весны. От болезней толстостенка практически не страдает, но летом листья иногда изрешечиваются листоблошками. Это не страшно, потому что к тому времени разрастаются папоротники, клопогоны, купены, морозники и другие теневыносливые виды, а про толстостенку можно позабыть до следующей весны.